Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

У нас на районе: инфраструктура, которую мы заслужили

Сергей Сивопляс, Евгения Куликова31 января 2020 3 481
2021-04-27T14:56:10.077000+00:00
У нас на районе: инфраструктура, которую мы заслужили
Руководитель архитектурного бюро «Плотинка» Илья Полянских рассказывает о будущем Уралмаша и почему порой люди относятся наплевательски к тому, что для них делают

Илья Полянских верит, что городское пространство в равной степени может как осчастливить, так и вогнать в депрессию любого из нас. Именно поэтому нынешние проекты его бюро направлены на создание новых развлекательных и досуговых зон в тех районах города, в которые порой страшно сунуться.

Первое впечатление от Екатеринбурга

Первое, что видит путешественник, оказываясь в новом месте — тот или иной транспортный узел. Это аэропорт, железнодорожный вокзал или автовокзал. В Екатеринбурге проблемой являются ужасные автовокзалы, с неудобной инфраструктурой и отталкивающие с точки зрения чистоты. А ведь она формирует первое впечатление о городе. Люди едут с области и близлежащих городов в столицу Урала, а оказываются в атмосфере невероятного мрака. Это главная боль и проблема. После грязи, конечно же.

Кроме проблемы «первого впечатления», нам необходимо задуматься о переосмыслении зданий с более чем 100-летней историей, коих в городе достаточно много. Сейчас это главный вызов XXI века. Мы видим, как старинные особняки обретают новую жизнь, но впереди еще много работы. У нас очень плотный город и много объектов из прошлого. Те же советские бизнес-центры, где сидели НИИ. Заходить туда просто страшно. Атмосфера давит, инфраструктура не располагает, да даже парковка не предусмотрена — люди вынуждены оставлять машины на газонах. Но если переосмыслить, сделать современный ремонт и заселить туда новых резидентов — то здание заживет по-новому. Отличным примером является Дом Маклецкого, где долгие годы располагалась типичная советская больница. Сейчас это современная площадка со всей необходимой инфраструктурой для решения многих творческих задач — начиная от коворкинга и «подкастерской», заканчивая библиотекой и концертным залом.

Люди едут с области и близлежащих городов в столицу Урала, а оказываются в атмосфере невероятного мрака

С другой стороны, есть проблема, соответствующая духу времени. Если говорить терминами — «лужковская архитектура», которая по-другому еще называется капиталистическим романтизмом. Это когда у людей есть воля делать все, что им хочется, в том месте, где им вздумается. Например, открыть бургерную в памятнике архитектуры. Только потому, что у них есть деньги.

«Огород» спасет деньги застройщиков на Уралмаше

Уралмаш и его парк — это своеобразный прецедент для всей страны. В свое время парк был спортивным центром заводчан, местом для встреч и пикников. В военные годы там располагался общественный огород, где выращивали овощи. Но с 90-х, когда Уралмаш стал криминальным эпицентром, а предприятия стали закрываться — появился другой контингент. Люди, не видящие альтернативных сценариев, стали замыкаться и маргинализироваться.

Мы придумали многофункциональный центр «Огород». Там будет располагаться зимний сад, крыша с теплицей, где люди смогут увидеть интересные растения даже зимой

Наша история началась после того, как АТОМ построил на Уралмаше рядом с парком ЖК «Северное Сияние». Застройщик  очень быстро понял, что если недалеко есть такое злачное место, то и квартиры будут понижаться в цене. Поэтому нужна развитая инфраструктура, чтобы люди не боялись проходить внутрь парка, приводить детей, заниматься спортом, пить кофе, кататься на коньках и делать все то, что им нравится. Чтобы не нужно было ехать в центр города ради развлечений, а можно было остаться на районе и быть свободным в своем досуге.

История социалистических идеалов отразилась и в нашем проекте. Мы придумали многофункциональный центр (МФЦ) под названием «Огород». Там будет располагаться зимний сад, крыша с теплицей, где люди смогут увидеть интересные растения даже зимой, а дети смогут научиться выращивать что-то небольшое самостоятельно или с помощью родителей. Там же будет находиться оператор парка, который будет отвечать за событийную часть — фестивали, концерты и прочие развлечения, а также общественный центр с коворкингом и лекторием.

Нужна развитая инфраструктура, чтобы люди не боялись проходить внутрь парка, приводить детей, заниматься спортом, пить кофе, кататься на коньках и делать все то, что им нравится

Вторая опорная точка  — смотровая площадка. Раньше в парке располагались детские аттракционы и колесо обозрения, откуда открывался роскошный вид на округу и площадь Первой Пятилетки. Сейчас у людей сохранился запрос на то, чтобы увидеть Уралмаш во всей красе и рассмотреть работу Покраса Лампаса с высоты птичьего полета. 

Третий момент — это запрос на спорт и активное времяпрепровождение для людей всех возрастов. Чтобы пожилые люди могли гулять с внуками, молодежь отдыхать или играть с мячом, а дети имели большую и современную площадку с горками.  

Здесь каждый найдет, чем заняться. Парк будет жить, а экономически окажется завязан на МФЦ, где люди будут тратить деньги на еду, напитки и на аренду сезонного спортивного инвентаря. Все это может выйти на самоокупаемость. Мы посчитали укрупненную смету проекта — порядка полумиллиарда рублей. Это очень дорого, но смету можно удешевлять в пределах разумного. Есть же такие понятия как «необходимое» и «достаточное». Та грань, до которой можно опуститься при удешевлении, но ниже нельзя.

Парк будет жить, а экономически окажется завязан на МФЦ, где люди будут тратить деньги на еду, напитки и на аренду сезонного спортивного инвентаря

На реализацию такого проекта понадобится от трех до пяти лет. Глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко поддержал идею и сказал, что ему интересно довести этот проект до логического завершения. Не стоит недооценивать людей, они замечательные. Если ко всем относиться с уважением и идти навстречу, то люди ответят вам тем же. Когда делаешь что-то лишь бы сделать, то и люди относятся наплевательски. Жители Уралмаша привыкли к пренебрежению. Но если построить парка соответствии с их потребностями, а не абы как, то они будут воспринимать его своим местом, частью своего дома.

Важность городского пространства

Я бы охарактеризовал наше архитектурное бюро как консорциум. Это собрание людей из различных сфер с различным интересами и профессиональными навыками, которые делают общее дело. Мы верим, что городская ткань состоит не только из зданий, но и из пространства между ними. Именно оно формирует благоприятную среду, которая делает человека в городе счастливым или несчастным.  Мы не просто архитекторы, а еще и исследователи. Кроме создания архитектурные проектов и проектировки общественных пространств, мы активно занимаемся предпроектной исследовательской деятельностью.  

220 миллионов, которые прошли мимо

Мы начинали с малого — швейцарский газон в 2017 году. Самый минимальный средовой объект, который получил больше двух миллионов просмотров в соцсетях. Мы просто сделали хороший газон в центре города, таким, какой он должен быть. Министерство Строительства его увидело, вручило благодарственную грамоту и предложило тиражировать идею по всей стране. Но дальше кабинетов этот опыт никуда не ушел. Несмотря на это, мы показали прецедент: неравнодушные люди могут влиять на город, создавать маленькие и большие островки комфорта.

Мы просто сделали хороший газон в центре города, таким, какой он должен быть

Еще мы занимались градостроительным исследованием проспекта Ленина от УПИ до Восточной, когда узнали что мэрия и Александр Высокинский хотят преобразить этот участок. Сделали техническое задание для архитекторов и через Владимира Шахрина и фонд «Город Может» донесли идею проекта, который мог бы просуществовать 50 лет. Наша команда провела общественные обсуждения, мы изучили историю развития проспекта, сделали анализ маршрутов и сценариев использования, а также получили рекомендации от экологов по работе с деревьями. Проект со всеми техническими заданиями уместился на сотне страниц. Но к тому моменту, как у нас все было готово, администрация города уже запустила в работу свою версию благоустройства, выделив на нее 220 миллионов рублей. Конечно, это не самый приятный опыт, но благодаря нему, о нас узнали и стали воспринимать наше архитектурное бюро всерьез.

Мы занимались градостроительным исследованием проспекта Ленина от УПИ до Восточной, когда узнали что мэрия и Александр Высокинский хотят преобразить этот участок

Будущее за малыми городами

На протяжении нескольких лет мы с коллегами изучали наследие советской архитектуры. Вся собранная информация легла в основу документального фильма про дизайн в СССР — «Техническая Эстетика». Это название исследовательского и проектного института, который в 60-е годы формировал материальную культуру целой страны и нескольких поколений. В те годы люди мыслили глобально, пространствами открывшегося космоса, а не государства, совершали открытия, проектировали города и градостроительные ансамбли. Единственное ограничение — они практически не могли делать уникальную архитектуру, поэтому занимались расставлением «типовухи». Если архитекторам нужно было построить архитектурный ансамбль, то они рисовали генплан.

Я мечтаю, что в ближайшие 5-10 лет тренд на изучение и развитие потенциала малых городов станет более актуальным

Хорошим примером служит аллея в Рефтинском. Поселок при ГРЭС был спроектирован в 1963 году архитекторами-модернистами, которые вдохновились полетом человека в космос. Они создали город, который в плане похож на Гагарина, летящего в космос внутри ракеты. В плане поселка была создана надпись «СССР» составленная из пятиэтажных зданий. Когда архитекторы планировали застройку, они не вырубили ни одного лишнего дерева, поэтому сейчас люди выходят во двор и дышат лесом. Экология – потрясающая! Видя такие архитектурные решения, я мечтаю, что в ближайшие 5-10 лет тренд на изучение и развитие потенциала малых городов станет более актуальным.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru